Познавательное развитие: математические представления 6—8 ЛЕТ
01 апреля 2015
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности, а именно: быстро доставать из портфеля (сумки, рюкзачка, папки, ящика стола, шкафа и т. п.) всё, что необходимо для занятия, и аккуратно класть эти предметы на край стола, а по окончании занятия так же быстро и аккуратно убирать их обратно; быстро находить и открывать нужные страницы тетрадей, развивающих пособий; чертить карандашом по линейке, обводить фигуры по шаблону; ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции; рисовать на листе бумаги в клетку; воспроизводить предлагаемые учителем графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними; выражать связно свои мысли в словесной форме, формулировать определения, ставить вопросы;
- формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;
- развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: дать представление о числовой прямой и о числе как о точке этой прямой; закладывать основы логического мышления, операций классификации и сериации; содействовать становлению знаково-символической функции мышления; содействовать формированию первичного представления о моделировании; содействовать развитию воображения детей;
учить сравнивать предметы по количеству, используя различные приёмы, и выражать в речи в развёрнутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше»,
«меньше», «равно»;
учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо; по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше», «меньше», «равно»;
знакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания; содействовать осознанию связи между арифметической операцией (действием) и характером изменения количества. Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия);
знакомить со знаками арифметических операций сложения и вычитания; формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени — час, минута, секунда, их соотношением по длительности;
закреплять представление о годичном цикле смены времён года, характерных признаках времён года. Знакомить детей с календарём; закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация); учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании; обеспечивать наполнение предметно-развивающей среды логическимииграми (лото, игры по типу «Четвёртый лишний», загадки, ребусы, головоломки); упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий; дать обобщённое представление о знаке как о способе передачи информации.
Знакомить с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, знаки воинского отличия, знаки-символы и т. п.). Дать представление о графических знаках; сформировать понятие о букве и цифре как знаках. Дать представление о различных системах письменности — алфавитах и способах записи цифр в разные эпохи у разных народов; знакомить детей с картой, планом, схемой, моделью; рассказывать об их назначении. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме могут получить первый опыт чтения простейшего плана, схемы, карты; формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.); совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком признакам; содействовать развитию пространственного воображения: регулярно проводить с детьми занятия по плоскостному и объёмному конструированию из геометрических форм; предлагать различные по содержанию и оформлению геометрические головоломки; предлагать детям различные конструкторы и мозаики для самостоятельной игры.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: приводить примеры познавательно активных людей, видевших в научной исследовательской деятельности смысл своей жизни; читать детям произведения художественной литературы, фиксирующие ценность учения, грамотности (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).